Назначение клиновых задвижек — временное перекрытие потока перекачиваемых продуктов при эксплуатации трубопроводных систем. В основном задвижка — трубопроводная арматура, ее регулирующий или запирающий элемент двигается перпендикулярно потоку рабочей среды. Они бывают шланговые, параллельные, шиберные или клиновые. Устройство задвижки клиновой соответствует ее названию: ее затвор имеет форму клина, а уплотнительные поверхности расположены под углом друг к другу. Сама конструкция также может быть разной: жесткой, упругой или двухдисковой.
Корпус механизма имеет два конца, с помощью которых изделие присоединяется к трубопроводу. Присоединительные концы бывают муфтовые, фланцевые и выполненные под приварку. Шпинделем или штофом производится регулировка затвора.
Ходовая гайка со шпинделем образует резьбовую пару.
Устройство перемещения затвора в нужную сторону обеспечивается вращением одного из элементов именно этой пары. Применяется этот механизм в ручных задвижках и с электроприводом. Механизм может быть с выдвижным и невыдвижным шпинделем.
Клиновые аксессуары имеют небольшое гидравлическое сопротивление, это позволяет использовать их в магистральных трубопроводах, имеющих большую скорость передвижения рабочей среды. В основном оптимально использование клиновых элементов в трубопроводах, не перемещающих агрессивные среды.
Электропривод позволяет выполнять частичное или полное замыкание потока достаточно быстро. Именно поэтому системы с электроприводом пользуются наибольшей популярностью и применяются гораздо чаще.
При этом управление механизмом может производиться как локально на месте, так и дистанционно. Определение текущего положения клиновой конструкции в этом случае производится с помощью специальных датчиков.
Для разных трубопроводов задвижки имеют следующие модификации:
Задвижки с обрезиненным клином, изготовленные из чугуна, модификации 30ч39р применяются в системах водоснабжения при давлении до 1,6 МПа и соблюдении температурного режима до 130°С. В системах, температурный режим которых повышен до 150°С (горячее водоснабжение, теплоснабжение), применяются задвижки с повышенными допусками — «МЗВГ». По своей сути механизм с обрезиненным клином 30ч39р представляет собой задвижку с фланцевым присоединением и невыдвижным шпинделем. Материал изготовления самой задвижки — ковкий чугун, уплотнение клина выполнено из однослойной резиновой мембраны ЕРDМ. Для шпинделя, точнее, для его изготовления, используется нержавеющая сталь. Гарантийный срок такой задвижки с невыдвижным шпинделем — 2 года, но при этом срок эксплуатации — до 10 лет. При этом механизм отвечает всем требованиям отечественных стандартов, это относится ко всем видам клиновых задвижек.
Задвижки с выдвижным шпинделем применяются для перекрытия газообразных потоков и жидких сред и не годятся для трубопроводов, транспортирующих шламы, пульпы и канализационные стоки, для этого больше подходят шиберные задвижки.
В этой конструкции ходовая гайка и резьба самого шпинделя расположены не внутри, а снаружи арматурного корпуса. Нижний затвор соединен с выдвижным шпинделем и во время открытия задвижки делает вместе с затвором движение вперед. Верхняя часть шпинделя при этом перемещается на величину хода затвора. Чтобы затвор было возможно перемещать, ходовая гайка установлена над сальником, то есть сверху крышки, на величину примерно равную ходу затвора. Клиновая конструкция с выдвижным шпинделем обладает определенными достоинствами, и самым главным из них является абсолютное отсутствие вредных воздействий любой рабочей среды на ходовой узел. Благодаря этому сальниковое уплотнение не так быстро изнашивается и надежность сальника и ходовой гайки с выдвижным шпинделем более высокая. Также имеется свободный доступ, поэтому техническое обслуживание прибора упрощено. Но такая конструкция с выдвижным шпинделем имеет не только достоинства, но и недостатки. При монтаже нужно оставлять место для выхода шпинделя не меньше, чем на диаметр прохода, поэтому происходит увеличение массы и строительной высоты.
В отличие от шиберной задвижки, которая не обеспечивает высокой герметичности запорного крана, клиновые задвижки гарантируют надежную герметичность. Конструкция задвижки с жестким клином требует повышенной точности совпадения угла между седлами корпуса и углом клина. Недостаток прибора с жестким клином -опасность возникновения заклинивания раствора.
Два диска, надежно и жестко скрепленные между собой и расположенные друг к другу под углом, образуют двухдисковый клин. Данная конструкция значительно снижает риск возникновения заклинивания и имеет несколько других немаловажных достоинств:
Модификацией двухдискового клина является клин упругий. Его диски связаны между собой элементом, способным изгибаться. Это обеспечивает более надежный контакт поверхностей. К плюсам упругого клина простая конструкция и пригонка затвора по корпусу.
В современном мире дизайн интерьеров стремится к созданию открытых, свободных и функциональных пространств. Одним из…
Покупка собственного дома - это заветная мечта для многих людей. Однако, осуществить эту мечту без…
В современном мире, где проблемы изменения климата, нехватки ресурсов и растущего населения становятся все более…
В современном мире, где времени всегда не хватает, многие из нас ищут простые и функциональные…
Металлопрокат – это один из важнейших видов промышленной продукции, лежащий в основе множества отраслей. От…
Зимой загородный дом представляет собой прекрасную возможность провести время с семьей или друзьями в теплой…